Трейд Логистик
Транспортно-логистическая компания
Москва
+7 (495) 011-18-48
+7 (903) 141-36-71
+7 (903) 248-66-11
Пн.-Пт.: с 9:00 до 20:00
info@tradelogistic.ru
Москва, улица Трофимова, дом 2а, комната 212а, этаж 2
Компания
  • О компании
  • Партнеры
  • Реквизиты
Услуги
  • Международные перевозки грузов
    • Перевозка грузов в Китай
    • Доставка грузов Пакистан-Россия
    • Перевозка грузов в ОАЭ
    • Доставка грузов Казахстан-Россия
    • Перевозка грузов в Монголию
    • Перевозка грузов в Сирию
    • Доставка грузов Турция-Россия
    • Доставка грузов Азербайджан-Россия
    • Доставка грузов Ирак-Россия
    • Доставка грузов Индия-Россия
    • Доставка грузов Киргизия-Россия
    • Доставка грузов Иран-Россия
    • Доставка грузов Узбекистан-Россия
    • Доставка грузов Туркменистан-Россия
    • Доставка грузов Афганистан-Россия
    • Доставка грузов Таджикистан-Россия
    • Перевозка грузов в Грузию
  • Железнодорожные грузоперевозки
  • Морские грузоперевозки
  • Мультимодальные грузоперевозки
  • Дополнительные услуги
    • Перевозка негабаритных грузов
    • Таможенное оформление и декларирование
    • Страхование грузов
Страхование грузов
Информация
  • Новости
  • Статьи
Контакты
    Трейд Логистик
    Меню  
    • Компания
      • О компании
      • Партнеры
      • Реквизиты
    • Услуги
      • Международные перевозки грузов
        • Перевозка грузов в Китай
        • Доставка грузов Пакистан-Россия
        • Перевозка грузов в ОАЭ
        • Доставка грузов Казахстан-Россия
        • Перевозка грузов в Монголию
        • Перевозка грузов в Сирию
        • Доставка грузов Турция-Россия
        • Доставка грузов Азербайджан-Россия
        • Доставка грузов Ирак-Россия
        • Доставка грузов Индия-Россия
        • Доставка грузов Киргизия-Россия
        • Доставка грузов Иран-Россия
        • Доставка грузов Узбекистан-Россия
        • Доставка грузов Туркменистан-Россия
        • Доставка грузов Афганистан-Россия
        • Доставка грузов Таджикистан-Россия
        • Перевозка грузов в Грузию
      • Железнодорожные грузоперевозки
      • Морские грузоперевозки
      • Мультимодальные грузоперевозки
      • Дополнительные услуги
        • Перевозка негабаритных грузов
        • Таможенное оформление и декларирование
        • Страхование грузов
    • Страхование грузов
    • Информация
      • Новости
      • Статьи
    • Контакты
    +7 (495) 011-18-48
    +7 (903) 141-36-71
    +7 (903) 248-66-11
    Трейд Логистик
    +7 (495) 011-18-48
    +7 (903) 141-36-71
    +7 (903) 248-66-11
    • Компания
      • Назад
      • Компания
      • О компании
      • Партнеры
      • Реквизиты
    • Услуги
      • Назад
      • Услуги
      • Международные перевозки грузов
        • Назад
        • Международные перевозки грузов
        • Перевозка грузов в Китай
        • Доставка грузов Пакистан-Россия
        • Перевозка грузов в ОАЭ
        • Доставка грузов Казахстан-Россия
        • Перевозка грузов в Монголию
        • Перевозка грузов в Сирию
        • Доставка грузов Турция-Россия
        • Доставка грузов Азербайджан-Россия
        • Доставка грузов Ирак-Россия
        • Доставка грузов Индия-Россия
        • Доставка грузов Киргизия-Россия
        • Доставка грузов Иран-Россия
        • Доставка грузов Узбекистан-Россия
        • Доставка грузов Туркменистан-Россия
        • Доставка грузов Афганистан-Россия
        • Доставка грузов Таджикистан-Россия
        • Перевозка грузов в Грузию
      • Железнодорожные грузоперевозки
      • Морские грузоперевозки
      • Мультимодальные грузоперевозки
      • Дополнительные услуги
        • Назад
        • Дополнительные услуги
        • Перевозка негабаритных грузов
        • Таможенное оформление и декларирование
        • Страхование грузов
    • Страхование грузов
    • Информация
      • Назад
      • Информация
      • Новости
      • Статьи
    • Контакты
    Москва, улица Трофимова, дом 2а, комната 212а, этаж 2
    info@tradelogistic.ru

    Проект канала Каспий–Персидский залив: несостоявшийся альянс СССР, Ирана и Ирака

    • Главная
    • Информация
    • Новости
    • Проект канала Каспий–Персидский залив: несостоявшийся альянс СССР, Ирана и Ирака
    Проект канала Каспий–Персидский залив: несостоявшийся альянс СССР, Ирана и Ирака

    Снятие западных санкций с Ирана, по имеющимся данным, разблокирует в этой стране свыше 100 крупных высокотехнологичных проектов общей инвестиционной стоимостью более 150 млрд. долл. Многие из этих проектов были подготовлены еще в шахский период, и от них новое руководство Ирана не отказывается, поскольку они сработают на укрепление геополитических позиций не только самого Ирана, но и дружественных ему государств.

    1 Апреля 2016

    В числе этих проектов – и судоходный канал Каспий–Персидский залив, предложенный российскими инженерами еще в конце ХIХ века. И уже тогда вызвавший раздражение в Великобритании и Турции, едва ли заинтересованных в том, чтобы Россия «отвязалась» от многовековой зависимости от транзита через Босфор–Дарданеллы.

    В проекте был заинтересован и Ирак, ввиду востребованности кратчайших путей сообщения с дружественным СССР. Понимая стратегическую роль проекта, Ирак в середине 1970-х договорился с Ираном о совместном использовании приграничного судоходного русла Шатт-эль-Араб, впадающего в Персидский залив и являющегося конечной южной «точкой» в проекте канала. Заинтересованность обеих сторон в этом уникальном проекте, с учетом стремления иранского шаха «вырваться» из-под влияния США, предопределили беспрецедентный тренд в советско-ирано-иракских отношениях. Тегеран и Багдад подписали в 1975 г. договор «О дружбе и сотрудничестве», а на следующий год в ходе переговоров С. Хусейна с шахиншахом М.Р. Пехлеви в Тегеране обе стороны одобрили этот проект и выступили за стратегическое партнерство их стран.

    Спорные участки территории на ирано-иракской границе

     Русло Шатт-эль-Араб – южная «точка» канала 

    Формирование альянса Москва–Тегеран–Багдад, да ещё с задействованием канала Каспий–Персидский залив (иранская и советская стороны с конца 1940-х сотрудничали в подготовке такого проекта, хотя и старались не афишировать это) – навряд ли устраивало Запад и Турцию. Потому именно в год подписания ирано-иракских соглашений в США стали разрабатывать варианты свержения шаха и провоцирования ирано-иракской войны.

    Похоже, в Москве не были готовы к столь крутому повороту в ирано-иракских отношениях и... не решились на усилия по резкому ослаблению влияния США в Иране. Такая позиция СССР была связана в том числе с нежеланием советского руководства создавать в Иране новый очаг конфронтации Москвы с Вашингтоном. Кстати, США ввели санкции против проекта канала в 1996 году, и пока они не отменены. Это еще раз подтверждает «опасность» данного проекта и тем более его реализации для долгосрочных интересов СЩА и их союзников.

    Однако вернемся в 1940-е годы. Тема канала получила «второе рождение» с началом Великой Отечественной войны ввиду пронацистской политики Турции, в т.ч. в Босфоре–Дарданеллах, до 1944 года включительно. Проект канала Каспий–Персидский залив был доработан к осени 1942-го – после совместного вступления советских и британских войск в Иран в августе-сентябре 1941 года. Идею одобрили лидеры СССР и Ирана – И.В. Сталин и М.Р. Пехлеви в ходе их встречи в конце ноября 1943 г. в Тегеране на конференции лидеров антигитлеровской коалиции.

    К сожалению, последующие события в советско-иранских отношениях мало способствовали сотрудничеству наших стран. Перелом наступил в июле 1956 года, когда СССР впервые с визитом посетила правительственная делегация Ирана во главе с шахом. С 1956 по 1977 год включительно данный проект обсуждался в ходе всех переговоров на высшем уровне между Ираном и СССР. Причем обе стороны создали юридическую основу для реализации проекта, подписав к середине 1960-х соглашения «О совместном использовании водных ресурсов пограничных рек» и «О развитии транзита иранских товаров через территорию СССР, советских – через территорию Ирана».

    В те же годы США прямо или косвенно заявляли о несоответствии проекта долгосрочным интересам своим и НАТО. Эту позицию поддерживали Израиль, Турция и Саудовская Аравия. А в Ираке, напротив, поддерживали проект, т.к. он обеспечивал кратчайший маршрут с СССР, тем более в связи с союзническими взаимоотношениями Москвы и Багдада.

    К тому времени стали проявляться ирано-американские противоречия. Это не могло не сближать Багдад с Тегераном, и в марте 1975 г. в Алжире состоялась историческая встреча М.Р. Пехлеви с С. Хусейном. Тогда же было подписано соглашение «Об урегулировании ирано-иракских разногласий, пограничных и других вопросов». А в августе 1975-го в Багдаде главами МИД обеих стран был подписан иракско-иранский договор «О дружбе и добрососедстве». Иначе говоря, в плане политической географии проект канала был открыт для реализации.

    Но политическая ситуация для реализации проекта стала быстро ухудшаться в связи с дестабилизацией Ирана. Вдобавок постройка канала требовала колоссальных ресурсов, выделение которых стало проблематичным для СССР.

    Минули десятилетия, но и сегодня проект – в официальной повестке руководства Ирана. Как отмечают иранские эксперты и СМИ, канал Каспий–Персидский залив напрямую выводит в Индийский океан не только Россию, но и большинство других стран экс-СССР, а также Европы. Для потенциальных пользователей этот путь более чем вдвое короче традиционного маршрута через Турцию. Потому в доработке проекта участвуют и иностранные специалисты. Ввести канал в действие планируется в 2020-х.

    Позиция российского экспертного сообщества, если вкратце, сводится к тому, что судоходный канал Каспий–Персидский залив, целиком проходящий по территории Ирана, способен обеспечить кратчайший выход в бассейн Индийского океана из северной Атлантики, Балтийского, Черноморско-Азовского, Дунайского и Волжско-Каспийского бассейнов. Этот маршрут необходим не только как транспортный коридор, но и для обеспечения опресненной водой центральных засушливых районов Ирана.

    Общая протяженность судоходного пути составит около 700 километров, в том числе по фарватерам рек северо-западного (прикаспийского) и юго-западного Ирана, включая пограничное с Ираком международное русло Шатт-эль-Араб – до 450 км. Требуемые инвестиции для всего проекта оценивались иранской стороной в 2012–2013 годах минимум в 10 млрд. долл., в том числе по соединительному трансиранскому участку (северо-запад – юго-запад) – в 5,5-6 млрд. Полная окупаемость проекта наступит, по иранским оценкам, на пятый год с момента ввода в строй. По тем же расчетам канал обеспечит России и Ирану транзитные доходы – соответственно в 1,2–1,4 и 1,4–1,7 млрд. долл., начиная с третьего-четвертого года эксплуатации.

    В ходе совещаний в начале 2000-х совместной комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству представители Тегерана предложили нашей стране ряд вариантов оплаты ее содействия сооружению канала, а также строительства в РФ судов для этого маршрута.

    Примечательна в этой связи недавняя публикация группы экспертов в «Дагестанской правде» (Махачкала): «Наличие в республике заводов, специализированных на судостроении, является веским аргументом в пользу создания в Дагестане крупного промышленного кластера по производству судов, в том числе для трансиранского маршрута». Но проект такого кластера на базе Махачкалинского судоремонтного завода-верфи «так и остался на бумаге». По данным главного инженера этого предприятия Михаила Халимбекова, «чертежи, технологии, расчеты строительства современного высокотехнологичного производства были подготовлены известной судостроительной компанией Германии, однако дело так с места и не сдвинулось».

    Так или иначе, но современные геополитические факторы, в числе которых и спровоцированное Турцией серьезное обострение отношений с Россией, требуют более тщательного изучения вариантов нашего содействия созданию столь важного водного пути.

    Источник:  Ритм ЕРАЗИИ


    Поделиться
    Назад к списку
    Компания
    О компании
    Партнеры
    Реквизиты
    Информация
    Новости
    Статьи
    Услуги
    Международные перевозки грузов
    Железнодорожные грузоперевозки
    Морские грузоперевозки
    Мультимодальные грузоперевозки
    Дополнительные услуги
    Наши контакты

    +7 (495) 011-18-48
    +7 (903) 141-36-71
    +7 (903) 248-66-11
    Пн.-Пт.: с 9:00 до 20:00
    Москва, улица Трофимова, дом 2а, комната 212а, этаж 2
    info@tradelogistic.ru
    © 2021 OOO «Трейд Логистик1» Транспортно-логистическая компания. Все права защищены.